Ездовая шлейка – пожалуй, наиболее важная часть снаряжения, потому что от ее качества и «правильности» конструкции напрямую зависит здоровье собаки. Основное предназначение шлейки – оптимально распределить нагрузку. В идеале собака должна бежать в шлейке так же, как и без нее, сохраняя естественную свободу движений, не прилагая лишних усилий.
Конструкций шлеек существует множество, среди них есть традиционные и новаторские. И, как ни парадоксально, нет самой лучшей, самой «правильной». Потому что собаки – разные, и то, что будет правильно для одной, совершенно не подойдет другой.Самые распространенные в России – классические шлейки Х-конструкции.Они называются так, потому что на спине ремни образуют крест, похожий на букву Х.Такие модели изготавливает большинство отечественных и зарубежных производителей. Они прекрасно зарекомендовали себя на собаках и прошли немалую проверку временем и километрами. Менее популярны в России также классические и широко известные в других странах шлейки Н-конструкции. Как видно из названия, рисунок ремней на спине напоминает у таких шлеек букву Н.Они широко использовались в экспедициях, потому что дольше сохраняют силы собак (особенно если они тащат тяжело груженые нарты), хорошо распределяя нагрузку через грудь и плечи. Принцип Н-конструкции, кстати, используется и в грузовых шлейках: длинная шлейка с распоркой в конце снимает нагрузку со спины собаки, переводя ее на широкие мышцы груди и плеч.
Но с развитием Ездового спорта, которое шло по пути быстрого роста скоростей, требования к ездовой шлейке стали ещё более жесткими – она должна быть не только «анатомически правильной», но и как можно более легкой и прочной. Кроме того, в спорте не редки падения на большой скорости, поэтому на первый план вышла безопасность конструкции и материалов шлейки. Изготовители спортивных шлеек практически полностью отказались от кожаных шлеек (они тяжелые, быстро впитывают влагу, от чего теряют форму и становятся ещё тяжелее), от любой металлической фурнитуры (пряжки, застежки), которая может поранить собаку при падении.
Но и это ещё не все. С приходом в Ездовой спорт легавых, их метисов и других собак с широкой и глубокой грудью, с ярко выраженным «килем», который формируется выступающей грудинной костью, обнаружилось, что классические шлейки не подходят для них. Узкая грудная часть классической шлейки плохо облегает грудь легавых, норовя все время съехать на сторону. В результате шлейка перекашивается, натирает кожу подмышек, причиняет собаке неудобство и боль. При резком рывке (во время старта или после падения) съехавшая шлейка может стать причиной гематом, ушибов и даже вывиха передних лап.
Поэтому среди собак легавого типа пользуются заслуженной популярностью шлейки с широкой грудной частью, скроенной как своеобразная майка. Это шлейки так называемой Y-конструкции. В последнее время они стали завоевывать популярность и у северных собак, потому что они очень удобны и прекрасно распределяют нагрузку. Часто их делают гибридными, добавляя верхнюю перемычку как в Х- или Н-конструкции. Но для легавых и других широкогрудых собак эта перемычка просто не нужна, так как не несет никакой функциональной нагрузки. Для северных ездовых часто перемычку оставляют, хотя в принципе нужна она только для узкогрудых собак с плоскими боками. В целом получающаяся шлейка – удобная, лаконичная, легкая и прочная, она используется большинством ведущих гонщиков в России и за рубежом.
Шлейки для упряжек и индивидуальных видов Ездового спорта используются одинаковые, они же прекрасно подходят для активных прогулок и любых других занятий с собакой, подразумевающих перемещение небольшого груза. Ключевым моментом в выборе шлейки является не только тяжесть груза, но и высота крепления потяга: если потяг крепится высоко (не ниже уровня бедра собаки), то подходит ездовая шлейка, если крепление потяга низкое и/или груз очень тяжелый, то необходима грузовая шлейка. Для вейтпуллинга используются только грузовые шлейки.
Теперь, когда мы немного разобрались в том, какие бывают шлейки и для чего они предназначены, надо сказать о том, какими шлейки НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ.
Материал, из которого сделана шлейка, не должен быть слишком мягким. Иначе через некоторое время от натяжения ремни свернутся в трубочку и начнут врезаться в кожу собаки и натирать. Стропа и ремни должны быть широкими, плотными и достаточно жесткими. Только при этом условии они будут хорошо держать форму, а, следовательно, шлейка будет хорошо сидеть и прослужит вам не один год.
Если же вы беспокоитесь о том, что жесткие ремни попортят великолепную шерсть вашей собаки, то выбирайте шлейки с мягкой подкладкой. Подкладку обычно делают на шейной и грудной частях шлейки для уменьшения трения в этих «критических» местах, но иногда отделывают таким образом всю внутреннюю поверхность шлейки для наибольшего комфорта. Обычно подкладка бывает из флиса или другого мягкого и прочного материала, но иногда ее делают даже меховой.
Все швы и фурнитура на шлейке должны быть высочайшего качества, потому что плохие нитки имеют неприятное свойство – рваться в самый неподходящий момент. В итоге вы получите убежавшую, а то и травмированную собаку.
Самое главное – недопустимо давление на горло и шею. Практически все шлейки имеют деталь, обхватывающую шею (так называемый «воротник»), и важно проверить, не давит ли она на шею собаки при натяжении потяга. В шлейке любого «фасона» такого давления не должно быть совершенно!
Шлейка не должна быть слишком большой! Про слишком маленькую говорить не имеет смысла, потому что вы вряд ли наденете такую на свою собаку. Большая шлейка будет болтаться на собаке, съезжать, натирать и может послужить причиной травм. Это касается и размеров отдельных частей шлейки. Например, слишком просторный «воротник» сползет вниз, будет давить на плечевые суставы и блокировать движения передних лап.
Шлейка не должна быть слишком короткой.Короткие – до середины спины – конструкции шлеек категорически не подходят для занятий спортом и ездовой работы. В такой шлейке основная нагрузка ложится на спину и позвоночник собаки, что неминуемо ведет к травмам. Ездовая шлейка должна быть длиной до основания хвоста или немного (на 5-10см) короче. Грузовая шлейка – за задними ногами, так чтобы не мешать нормальному шагу. Исключение – специальные шлейки для пулки, которые часто делают укороченными. Они крепятся к дуге пулки за боковые ремни, а не сзади, и тем самым исключают давление на спину.
Хорошая, подходящая именно для вашей собаки шлейка должна быть симметричной, идеально облегать тело (а не шерсть!), сидеть плотно без складок и морщин. Для этого в идеале ее нужно шить по индивидуальным меркам. Но, благодаря породным стандартам, собаки имеют схожее анатомическое строение и размеры, поэтому многие производители, успешно находят индивидуальный подход к каждой собаке с помощью мелкой градации размеров и длинного размерного ряда. У каждого производителя есть свои таблицы необходимых промеров собаки для подбора шлеек, но в основном это обхваты шеи, груди в самом широком месте и длины спины от холки до хвоста. Тут тоже есть тонкости, так как неопытный человек может ошибиться даже в измерении обхвата шеи (выше-ниже, плотнее-свободнее), в то время как опытный мастер определяет размер буквально с одного взгляда.
Ездовая амуниция не выглядит сложной в изготовлении. Но не думайте, что сшить качественную шлейку способен любой человек, знакомый с портновским искусством. Для этого нужны качественные материалы, качественное оборудование, а самое главное тщательное соблюдение всех размерных и технологических требований. Иначе миллиметровая ошибка в одной из деталей приведет к появлению изделия, которое не подойдет НИКАКОЙ собаке. Экономия или небрежность даже в мелочах – недопустима, потому что любая потеря качества неминуемо отразится на самочувствии и здоровье вашего питомца. Кроме того, хорошие мастера обычно досконально знают анатомию и физиологию собак, это позволяет им подгонять шлейки для нестандартных собак.
Именно поэтому среди многих изготовителей амуниции для собак так немного тех, кто делает по-настоящему хорошие вещи.(Интернет-журнал «Ездовые собаки»)